Антивирус – это средство выявления и удаления компьютерных вирусов и других вредоносных программ.
Для того, чтобы определять новые компьютерные вирусы и вредоносные программы, которые появляются каждый день, антивирусы используют базы данных. Именно поэтому важно, чтобы антивирус получал своевременные и, желательно, автоматические обновления.
Также необходимо проводить периодические полные проверки: это поможет, если вы успели подхватить вредоносную программу до того, как её начал определять ваш антивирус.
Роль же антивируса на рабочих станциях и файловых/терминальных серверах — удаление ранее проникших на защищаемую машину вредоносных программ. В этой роли антивирус может полностью заменяться резервным копированием — но только в том случае, если не критично время восстановления/прерывания бизнес-процессов.
Именно поэтому антивирус (в первую очередь антивирус для рабочих станций и файловых серверов) должен иметь самозащиту (никто не должен его снести до момента получения знаний о новом трояне), защищенные системы обновления и управления (обновление не должно быть перехвачено) и систему лечения активных заражений.
Количество установок антивируса на почтовые сервера куда меньше установок на рабочие станции. По простой причине — по мнению большинства наличие антиспама и антивируса на рабочих станциях делает ненужной аналогичную защиту на уровне почтового сервера. Рациональное зерно в этом мнении есть. Действительно возможности предоставляемые продуктами от Microsoft, IBM, Kerio для антивирусных/антиспам плагинов не очень велики. А почтовые сервера на Linux, где возможности фильтрации в таких плагинах действительно очень мощные, встречаются не так часто, как хотелось бы. В результате аргумент продавцов, аргументирующих необходимость закупки антиспама для сервера уменьшением нагрузки на него — не работает.