При выборе программных продуктов у руководства турфирм существует несколько критериев выбора:
- • функциональность программного обеспечения; его соответствие технологическим процессам, принятым в компании;
- • стоимость владения программным обеспечением;
- • перспективы развития программного обеспечения;
- • возможность интеграции с другими значимыми программными модулями, используемыми в компании.
Рассмотрим эти критерии подробнее.
Функциональность программного обеспечения; его соответствие технологическим процессам, принятым в компании. Для определения соответствия ПО требованиям компании следует обратиться к успешному опыту использования этого ПО в компании аналогичного профиля (в данном случае критериями могут быть объем отправляемых туристов, направление туризма, количество туристов, количество специалистов, работающих в системе). Успешность внедрения оценивается руководителем, менеджерами, /7-специалистом и бухгалтерией по- разному. Поэтому необходимо знать мнение всех участников бизнес- процессов (при этом можно сделать акцент на ту категорию работников компании, автоматизация работы которых наиболее актуальна).
Фирмы—разработчики программного обеспечения охотно идут на установку ПО для опытной эксплуатации. В течение двух—трех недель каждый из предполагаемых пользователей программы может ознакомиться со своим участком работы. Если разработчики сами демонстрируют возможности ПО, особое внимание нужно уделить наиболее актуальным для каждого из участников процессов вопросам.
Стоимость владения программным обеспечением. Стоимость самого ПО редко является конечной суммой. Самая важная из них — стоимость внедрения. Внедрение — это настройка системы под конкретные требования или изменение существующей технологии, обучение персонала. При заключении договора стоимость этих работ вносится в основной договор. По мере развития компании могут происходить значительные изменения в бизнес-процессах и в любом случае — изменение форм документов, появление новых входных и выходных форм. Важно знать, какие вопросы программное обеспечение позволяет решать силами специалиста туристской компании по информационному обеспечению, а при каких ситуациях неизбежно потребуется участие представителя разработчика. В столь динамичном виде бизнеса, как туризм, где изменения происходят очень часто, вопросу сопровождения ПО следует уделить особое внимание. Следует знать, какое количество специалистов разработчика занимается сопровождением ПО. Исходя из их числа, количества сопровождаемых фирм и времени сопровождения можно определить предел, при котором увеличение количества сопровождаемых фирм приведет к неизбежному ухудшению качества.
До начала работ необходимо обсудить максимально больше возможных вопросов, связанных с внедрением и сопровождением, и отразить достигнутые договоренности в контракте.
Перспективы развития ПО. Так как разработка технологического решения — процесс длительный, рекомендуется ознакомиться с количеством значимых нововведений в программное обеспечение за определенный промежуток времени. Это позволит уяснить, насколько динамично меняется программное обеспечение.